грузус

¡ʎuunɟ ʇou sı sıɥʇ
Итак, про Грузию. Хотел написать коротко, но никак не получается. А с этой работой теперь не хватает времени, чтобы сесть и всё за один раз написать, поэтому попробую писать частями. Заодно и фоточки подтянутся. Тут надо понимать, что путешественник я не сильно искушенный, поэтому каких-то супер-откровений не будет. Да и вообще можно не читать: в наше время посты о путешествиях вызывают в основном зевоту. Поэтому для зевающих вся суть в трех словах: в Грузии чудесно. Далее под кат.

Почему вообще поехали:

Надьку заслали в командировку в Тбилиси на обучение всяким шаманствам, а я поехал за компанию. Ну и еще в качестве персональной охраны, чтоб злые грузины не украли невесту. Отель нам оплатили от работы, поэтому жили мы на 15-м этаже в номере со стеклянной стеной и крутым видом, ходили на 18-й этаж плавать в бассейне и греться в сауне с видом на ночной город, ну и вообще испытывали все прелести жизни в номере за 300 долларов/сутки. Правда, из еды нам оплатили только завтрак на одну персону, поэтому завтракать мы ходили по очереди, через день. Второй завтрак обходился бы в 25 евро, об обеде подумать страшно. Так что пока один из нас завтракал в крутом ресторане, второй питался чем бог пошлет. И надо сказать, для того, кого, строго говоря, не существует, посылал он весьма недурно =)

Вид из окна
И еще один вид из окна

***

Отношение к русским и к России в целом:

Это, в общем-то, тот вопрос, который меня, как русского, волновал с самого начала. В интернетах пишут всякое, плюс отношения между странами не самые добрососедские... А ну как зарэжют? А вот и нет. В первые дни, если мне что-то нужно было спросить на улице, я осторожно интересовался, говорит ли собеседник по-русски, и не откажется ли ответить на вопрос. Впоследствии я уже подходил и просто спрашивал обо всем, что мне нужно было узнать. По-русски говорят все: кто-то с акцентом, многие - почти как в Питере или в Москве. И уж всяко никто не обижается. Лишь один раз, в темной узкой аллейке поздно вечером меня демонстративно не поняли, и на мой вопрос с прохладцей ответили "I don't know".

Население очень доброжелательное. В первый же день первая же женщина, у которой я спросил дорогу, пригласила меня к себе в дом, рассказала все о своей семье, дала мне два мандарина и яблоко, и настояла, чтобы я взял себе любую книгу с книжкой полки. Сказала, что ей будет очень приятно, если я увезу ее книгу в Москву. Я выбрал "Сказочные повести Скандинавских писателей". Книга моего детства. Спасибо, Лили Зурабовна.

Люди, распознав приезжего, интересуются, откуда ты приехал, и выяснив, что из Питера/Москвы, радуются: "О, это хорошо!" или даже так: "Молодцы!". Всегда спрашивают, как тебе нравится в Грузии. И если честно, совсем не удивляются ответу "Замечательно".

В метро, когда я стоял у кассы и пытался понять, как и какой проездной мне нужно купить, ко мне подошел полицейский. Тут я немного напрягся, особенно когда он попросил меня представиться по имени и фамилии (мы потом узнали, что в полицейских встроены камеры и все разговоры записываются). Но далее произошел некий разрыв шаблона. Полицейский выспросил, откуда я приехал, выразил мне всяческие комплиманды, рассказал, что его зовут Вазо, объяснил, какой проездной мне нужен, поговорил с кассиршей, чтобы она продала мне карточку, объяснил, куда и как мне проехать и даже насоветовал несколько туристических маршрутов и достопримечательностей. Через 4 дня я его видел еще раз на встречном эскалаторе. Он меня узнал и улыбнулся.

Подавляющее большинство из тех, с кем довелось поговорить, сожалеют о том, что наши страны разошлись, и хотели бы вернуться в состав России. Путина уважают, считают, что в стране все хорошо, ведь "у вас пенсии по 400 долларов". Америку проклинают изо всех сил. А про Украину никто ничего не говорил.

upd: Ни разу не слышали ничего плохого про Россию и русских. И даже если кто-то чем-то был недоволен, то максимум, что можно услышать, это "Политики плохие, это они втягивают дружественные народы в войны и сеют вражду".

Никто ничего не проецирует на национальности.

Поднимаемся выше
Еще выше
Граффити на набережной Гейдара Алиева

Про цены и все такое:

Билет на самолет вышел примерно на 18 тысяч в оба конца (за одного меня, потому что кое-кому все оплатила работа). Про съем жилья ничего сказать не могу, т.к. не было такой задачи. В остальном же цены радуют. Виноград мы покупали где-то за 1 лари (~37-38 рублей) за килограмм. Свежий хлеб за пол лари. Литр самой вкусной минералки в моей жизни - 1 лари. Это все в супермаркете в центре. Попить кофе с хачапури в миниатюрной забегаловке мне стоило 1.5 лари. В ста метрах от нашего метро был магазинчик с тандыром, где продавали горячий хлеб прямо из печи. Если кто помнит лаваши, которые продаются у нас по 30 рублей, то вот лепешка в том магазинчике была размером ровно в 2 раза больше, стоила 80 местных копеек и через сутки была по мягкости как трехмесячный котеночек.

По вечерам мы ходили во всякие кафешки, расположенные, опять же, в центре, вдоль большого проспекта. Вот там ужин на двоих выходил примерно на 20-30 лари. Но это, что называется, от пуза. А, ну и таксисты по городу берут примерно 5 лари за поездку, если не очень далеко. До аэропорта, конечно, в несколько раз больше выходит. А за 50 лари нас дядька-таксист отвез в другой город, покатал по горам и всю дорогу рассказывал про всякое разное.

Чья-то машинка
Местная флора
Местная флора под ногами
И еще одна местная флора, которой не место под ногами

Полиция:

К Саакашвили тут относятся по-разному, но все очень благодарны ему за реформу полиции. В процессе реформы пострадало дофига полицейских. Ну то есть как пострадало - всю полицию практически в полном составе уволили к чертям собачьим и набрали новых. Новых обучили по американским стандартам, оснастили современной техникой, обеспечили высокой зарплатой. И создали инспекцию по полиции, которая устраивает регулярные проверки.

Как итог, профессия полицейского стала престижной, с высоким конкурсом на одно место. Коррупция и полицейский произвол снизились радикально.

Кому интересно, у Другого есть более подробный пост на эту тему.

Очень символично, что все здания полиции, которые нам встретились, были сделаны из прозрачного стекла.

Кусок отделения полиции
Здесь тоже видно прозрачное здание полиции
Просто кипарисы в горах

Про находчивость:

За неделю прогулок по Тбилиси я нашел: красивый черепок от древней грузинской амфоры, ржавый гаечный ключ, монетку неизвестного государства, брелочек Hello Kitty, крышку на объектив, которая как раз подошла к моему Zuiko, волшебный православный камень с крестом (пришлось выковыривать ножом из полуразрушенной набережной), крутую большущую шишку, которая сжимается, если ее намочить, и расфуфыривается, когда высыхает, кольцо типа обручального, которое принял за золотое, но профессионалы сообщают, что золотое должно быть несколько тяжелее. И еще примерно 33 лари (при тогдашнем курсе в 38 рублей).